Добрый Жуков и злой Достоевский
Императивная соционика

Добрый Жуков и злой Достоевский

В данном посте я попробую развеять еще парочку стереотипов о ТИМах, чьи «добро» и «зло» встречаются во многих соционических группах и рассматриваются весьма однобоко.

Для начала сами стереотипы, слегка утрированные, чтобы было понятно, о чем речь.

Жуков – агрессор 80 уровня, основная жизненная цель которого — найти того, кто послабее и сделать ему за это легкое физическое замечание с нанесением тяжких телесных повреждений. А еще он настолько суров, что все его враги самоустраняются добровольно. И это не Жуков защищается оружием, это оружие защищается Жуковым. И единственный, кто может такого Жукова выдержать – это садомазохист Есенин (чье пристрастие к насилию, между прочим, тоже стереотип, который я планирую вскоре развеять).

Достоевский – говорящая совесть, воплощение морали и нравственности, ходячая доброта и справедливость, к которой за советом могут обращаться все униженные и оскорбленные (что значит кем? Жуковым, конечно!). Лучи добра, исходящие от него, автоматически приносят умиротворение и благодать. И конечно честь имеет дружить с ним трудоголик Штирлиц (чья тяга к работе, кстати, тоже стереотип, его мы тоже развеем со временем)

Неплохо, да? А теперь посмотрим на вещи реально.

Откуда эти стереотипы? Исходят они от того, что акцентировалось внимание на базовых функциях Жукова (ЧС) и Достоевского (БЭ).

Но что такое ЧС? Это информация о том, какое влияние может один объект (человек, как вариант) на другой, а также оценка потенциала объекта, то есть, насколько он может оказывать влияние. Жуков постоянно отслеживает эту информацию. Ему нравятся соревнования, ибо он видит в них сравнение потенциала его участников («Вася Иванов сильный, а Петя Сидоров выносливый»). Любит сам в них участвовать, чтобы проверить свои возможности («интересно, а я смогу закинуть мяч в корзину с 20 метров?»). Также Жуков отслеживает, чтобы никто не ограничивал его свободу и возможность влияния. Даже болезнь он видит не как «Ой, спина болит», а как ограничение возможностей: «Ой, эта боль в спине мешает мне заниматься полноценно спортом».

Что в итоге?

Да, Жуков хорошо разбирается в том, кто сильнее, а кто слабее. Но он может этот навык использовать, чтобы защищать своих близких и тех, кто в этом нуждается. Да, Жуков оценивает чужой и свой потенциал, благодаря этому он может стать настоящим спортсменом, который с удовольствием защищает честь своей команды. Да, Жуков не любит, когда ограничивается его свобода, но именно поэтому, он не станет ограничивать свободу другого человека.

И вот уже Жуков не великий злодей, а самый настоящий супергерой.

Теперь что же такое БЭ? Это информация, связанная с оценками, с помощью которых мы анализируем жизненные ситуации: хорошо/плохо, правильно/неправильно, нравится/не нравится, превосходно/возмутительно и т.д. Достоевский всегда анализирует информацию и выдает ей оценку («Вася уступил место бабушке в автобусе, какой молодец»). На основе разных оценок отношений к чему-либо Достоевский действительно с удовольствием и осознанно вырабатывает свои ценности, выстраивает отношение с людьми на основе взаимооценок.

На этом описание обычно заканчивается, а зря. Потому что упускается ряд очень существенных моментов.

Да, у Достоевского есть грамотно выстроенная идеология из серии «Что есть хорошо, а что есть плохо», но кто сказал, что она общепринятая? У него она может быть вполне своя собственная из серии «Издеваться над слабыми, это хорошо», «Наркомания – вещь хорошая», «Живодерство – это круто» и т.д. Неплохо, да? А что самое интересное, его мнение по этим вопросам непоколебимо! То есть, он не только считает какие-то свои понятия истиной последней инстанции, но старается активно их всем навязать и может мучительно осуждать каждого инакомыслящего, пока тот с ним не согласится. А потом, конечно, носится по округе Штирлиц в поисках нехорошего Жукова, который бедному великомученику в глаз дал.

Сейчас я намеренно показал Жукова только хорошим, а Достоевского только плохим. На самом деле, информационные аспекты (ЧС, БЭ, да и любой другой, в принципе), это нейтральная призма, через которую мы видим мир. А вот что мы с этим будем делать – вопрос лично каждого человека. Да, бывают Жуковы агрессоры. Да, бывают Достоевские праведники. Но это уже определяется не информационным аспектом, а самим человеком.

Автор: Руслан Юсупов