Разница между социотипами Дюма (СЭИ) и Габен (СЛИ)
Императивная соционика

Различия между Дюма и Габеном

Вопрос: какие существуют различия между базовой БС Дюма и Габена, а также между самими типами в целом?

Ответ: начнём с того, что у типов “Дюма” и “Габен” совпадают не только аспекты базовых, но также и других функций, обладающих свойством “акцептность”: ролевой (3), суггестивной (5) и ограничительной (7). Соответственно, у данных типов можно найти много общего, из-за чего различить их бывает непросто.

Легче всего отличить Дюма от Габена по продуктивным функциям, через которые те воспринимают рациональные признаки информации (этику и логику). Тут можно выделить следующие моменты:

Во-первых, у Дюма контактная этика и инертная логика, тогда как у Габена — наоборот: инертная этика и контактная логика. Это значит, что Габен достаточно легко обучается, схватывает на лету новые знания и навыки (при этом не зацикливаясь на них) и много размышляет над проблемами человеческих взаимоотношений и над поведением других людей (из-за чего Габену тяжело даётся сокращение дистанции в отношениях, а также ему требуется время, чтобы привыкнуть к новому человеку).

В отличие от него, Дюма легко сходится с новыми людьми и так же легко с ними расстаётся, недолго переживая разрыв отношений, но при этом он медленно обучается и с трудом овладевает новыми технологиями (ему требуется время, чтобы “переварить” новые знания и обдумать их).

Во-вторых, у данных типов разные ценностные аспекты: у Дюма это ЧЭ и БЛ, а у Габена — ЧЛ и БЭ. Соответственно, для типа Дюма интересна информация о том, как устроен мир и какие в нём существуют закономерности. Он часто задаёт себе и другим вопрос: “почему?”, и ответы помогают ему сформировать более полную картину мира. Также этому типу нравится обращать внимание на поведение людей и наблюдать за их поступками и реакциями.

Для Габена более интересна будет информация о технологиях — “как” лучше всего сделать что-либо. Ему нравится осваивать новые навыки, которые имеют практическое значение. А вот просто знать, как устроен мир — этого Габену явно недостаточно, если знание не является прикладным. Также этому типу нравится информация об оценках, отношениях и ценностях, нравится слушать, почему человек или событие является плохим или хорошим, размышлять над своими и чужими моральными качествами.

В-третьих, у Дюма загрузочные ЧЛ и БЭ, а у Габена — БЛ и ЧЭ. Это значит, что Дюма считает жизненно важным поддерживать хорошие отношения с людьми, он не любит ссоры и конфликты и стремится их побыстрее уладить, чтобы отношения оставались неизменными. Из-за этого ему свойственно порой проявлять излишнюю мягкость. Кроме того, для Дюма всегда важно знать, что делать в той или иной ситуации, в первую очередь ему нужна чёткая инструкция, а потом уже, в спокойной обстановке — разбор того, почему и зачем.

Аналогично, Габен считает необходимым постоянно следить за своим поведением, чтобы оно не выглядело странным и неуместным. Это приводит к тому, что “правильно себя повести” для него подчас важнее, чем сохранить отношения или наладить их. Также Габену важно понимать, что происходит вокруг него, так как без этой информации он не поймёт, какие действия предпринимать. Его навыки и их применение всегда основаны на тех закономерностях, которые он изучил.

В конце концов у Дюма сильная этика и слабая логика, а у Габена сильная логика и слабая этика. На практике это проявляется следующим образом. Дюма усваивает большое количество информации об отношениях людей, понимает, в какой ситуации какое поведение уместно, легко определяет, как люди относятся к нему, может давать эффективные советы по поводу отношений. В то же время, навыки усваиваются им лишь на собственном опыте, и он не поймёт, как что-то делается, пока сам не попробует. Про Дюма нельзя сказать, что он прочитал книгу или статью и сразу овладел знанием.

Зато такую характеристику вполне можно приписать Габену, который усваивает широкий спектр знаний и навыков, в том числе и тогда, когда сам лично не пробовал это делать. Прочитав или услышав о новой технологии, Габен легко может представить, как сам её использует, “прочувствовать” это и быть уверенным, что при необходимости сможет своё умение реализовать. А вот в отношениях у Габена не всё так гладко: он понимает лишь тех людей, чей опыт похож на его собственный. Ему свойственно проецировать на людей свои оценки и своё отношение, которое он бы сам проявил в подобной ситуации. Реакции людей он также интерпретирует исходя из собственного опыта, а если эти реакции ему незнакомы — впадает в ступор.

Вот такие основные различия между Дюма и Габеном. Что касается базовой БС, то пока что мы придерживаемся мнения, что здесь существенных различий не должно наблюдаться. Единственное наблюдение, которое есть по этому поводу — это то, что у Дюма БС больше направлена на других людей, на заботу о них и внимание к их физическим ощущениям. А у Габена больше направленности на свои собственные ощущения, которые он ни с кем не обсуждает — просто делает так, как ему комфортно. Пока что это лишь гипотеза. Хоть мы и работаем над её теоретическим обоснованием и практической проверкой, не стоит использовать эту информацию как важный аргумент при типировании.