Коментарии к ответам на вопросы теста на знание соционики и психософии
Императивная соционика

Коментарии к ответам на вопросы теста на знание соционики и психософии

Поздравляю Вас с завершением прохождения «Теста на знание соционики и психософии», созданного нами в проекте «Императивная соционика». Я надеюсь, Вам он очень понравился и Вы поделитесь ссылкой на него со своими друзьями. Также мы приглашаем Вас на бесплатный вебинар на тему «Основы психософии», который мы планируем провести 3 февраля 2018 года. Если Вы желаете принять в нём участие, укажите по следующей ссылке свои контактные данные, чтобы мы могли заранее прислать Вам оповещение. В ходе этого вебинара мы поговорим о том, что такое «Воля», «Физика», «Эмоция» и «Логика», как устроены функции ПЙ-типа, что нужно, чтобы самостоятельно определить свой тип и о многом другом. Записывайтесь!

Теперь перейдём к делу: как мы обещали, на данной странице Вы найдёте пояснения ко всем правильным ответам, представленным в тесте. Уверен, у Вас остались вопросы, вроде «Почему я неправильно ответил(а) на вопрос, если всё сходится с теорией?». Я постараюсь помочь Вам разобраться в них, подробно расписав объяснения по каждой части теста.

Начнём с того, что предложенный тест состоял из восьми разделов, касающихся тем аспектов, функций и типов в соционике и психософии. Задания были разных видов: так, в одних необходимо было дать лишь один ответ, в других — два или более (заметьте, что во втором случае баллы засчитывались лишь при условии, что респондент указал все правильные ответы). Сколько баллов давалось за каждый вопрос, можно глянуть в следующей таблице: 

Также, зная свой итоговый балл, Вы можете посмотреть, какой Ваш уровень владения теорией соционики и психософии. Для этого воспользуйтесь следующей шкалой:

Уровень «новичок»: Вы знакомы с данными концепциями, но Вам ещё предстоит во многом разобраться: выйти за рамки образного понимания типов и углубить свои знания фундаментальных основ.

Уровень «ученик»: Вы уже имеете представление об основополагающих принципах теории, но Вам ещё не хватает наблюдений на практике, чтобы их закрепить.

Уровень «продвинутый»: Вы отлично разбираетесь в соционике и психософии и Вам уже можно переходить к применению теории на практике.

Уровень «эксперт»: Вы в полной мере освоили данные типологии и теперь можете обучать им других людей.

Теперь рассмотрим каждый вопрос по отдельности и узнаем, почему правильные ответы — это действительно правильные ответы и в чём была уловка, из-за которой Вы могли ошибиться, приняв неправильный ответ за правильный.

Важно: дальнейший текст СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ! Если Вы ещё НЕ ПРОШЛИ ТЕСТ, закройте эту страницу, потому что на ней будет идти речь о правильных ответах Теста на знание соционики и психософии.

Раздел первый: аспекты в соционике (часть 1)

В каждом вопросе данного раздела были предложены восемь понятий, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни («отдых», «иерархия», «мораль»…). Заданием было выбрать только те из них, что описываются лишь при помощи информации, относящейся указанному к аспекту. В данном разделе были такие уловки: предложенные понятия либо относились к другим аспектам, либо к нескольким аспектам сразу, либо и вовсе являлись процессами или состояниями, не имеющими отношения к информации. Рассмотрим вопросы:

Как мы знаем, к аспекту БС относится информация об ощущениях, которые мы воспринимаем через наши органы чувств. Поэтому правильными ответами на данный вопрос являются понятия «мягкий», «кислый» и «синий», что характеризуют тактильные, вкусовые и зрительные ощущения соответственно. Ответы «вкусный» и «качественный» описывают наши субъективные оценки этих самых ощущений и относятся к аспекту БЭ, тогда как «отдых» и «секс» — это процессы, которые могут включать в себя разную информацию. Понятие «надёжность» можно и вовсе рассмотреть с разных ракурсов, например, с позиции ЧС — как характеристику способности какой-то вещи противостоять влиянию неблагоприятных внешних факторов. А вот с телесными ощущениями она не имеет ничего общего.

Поскольку к аспекту «чёрная сенсорика» относится информация о способностях одних объектов повлиять на свойства других объектов, правильными ответами на данный вопрос будут понятия «влияние», «давление» и «авторитет». Так, влияние — это некое воздействие или возможность его осуществить, тогда как давление и авторитет — его частные формы проявления. В свою очередь «форма» — это, скорее, понятие по белой сенсорике, так как оно характеризует некое переменчивое во времени качество объекта, тогда как «воля», «амбиции», «красота» и «лидерство» — это понятия, которые могут быть наполнены разной информацией в зависимости от контекста.

Как мы знаем, аспект «белая интуиция» — это информация об изменении свойств объектов, поэтому правильный ответ на данный вопрос — это в первую очередь изменение. К нему же относятся и понятия «тенденции» и «прогноз», характеризующие, куда это изменение приведёт. Среди популярных стереотипов встречаются представления, что к БИ относится внутренний мир человека, его склонность опаздывать и уходить в мечты — естественно, это никак не относится к соционике, поскольку не характеризует информацию или её восприятие. В свою очередь такие категории как «фэнтези» и «мистика» относятся к аспекту ЧИ, поскольку характеризуют воображаемые варианты событий, которые не обязательно произойдут, но в принципе могут существовать.

Поскольку к аспекту ЧИ относится информация о различных (возможных и невозможных) вариантах событий, правильные ответы на данный вопрос — это «варианты» и «событие». Также сюда относятся понятия «идея» и «альтернатива», характеризующие некое придуманное человеком событие или его вариант. Популярными стереотипами насчёт чёрной интуиции являются причисление к ней «способностей» и «потенциала» человека, а также видение сути и вероятностей. Первые два понятия, как мы уже поняли из второго вопроса, относятся к аспекту ЧС, так как характеризуют качества объекта, тогда как вероятность события — это и вовсе информация по белой интуиции. В свою очередь «суть» — это, можно сказать, продукт качественного владения человеком любым информационным аспектом, например, можно понять суть отношений (БЭ) или устройства чего-либо (БЛ).

Как мы знаем, белая этика — это информация об отношении человека к чему-либо, а любое отношение — это некая оценка наблюдаемого явления (например, плохое оно или хорошее). Совокупность всех таких оценок формирует «ценности» человека. Следующий правильный ответ «дружба» характеризует одну из возможных форм отношений между людьми, тогда как «притяжение/отталкивание» — это характер взаимодействия, который предполагается под каждой оценкой (например, под дружбой подразумеваются отношения притяжения). В свою очередь понятие «этикет» описывает некий набор правил поведения, соответственно, это понятие будет правильно отнести к аспекту ЧЭ. «Терпение», «добросовестность», «дипломатичность» и вовсе никак не относятся к информационному метаболизму, так как описывают личностные качества и внутренние состояния человека.

К аспекту чёрной этики относится информация о том, как мы выражаем своё отношение к чему-либо: зачастую это проявляется в нашем поведении. Сюда можно причислить ситуации, когда, например, человек даёт кому-то пощёчину или над чем-то смеётся. Такие понятия как «страсть»«настроение» и «тревога» характеризуют наши эмоции, а не поведение, поэтому они не относятся к ЧЭ, тогда как «мотивация» — это полиаспектное понятие, так как оно описывает причину человеческих поступков и его ценности (БЛ и БЭ), а не сами поступки. Последнее понятие «харизма» и вовсе трудно отнести к соционике, поскольку оно характеризует качество человека, а не информацию о его поступках.

Белая логика — это информация о том, как устроены объекты и события, она описывает существующие в природе закономерности и причины явлений. Так как остальные варианты ответов не подходят под данное определение, они являются неправильными. Например, иерархия — это, скорее, некая расстановка сил (ЧС), правила — форма поведения (ЧЭ), порядок — оценка наблюдаемой ситуации (БЭ), а идеология — система ценностей (БЭ). В свою очередь понятие «ум» и вовсе не имеет никакого отношения к информации, тогда как «мнение» связано с аспектом Логики в психософии.

К аспекту ЧЛ относятся сведения о логических следствиях из информации по белой логике, то есть о том, как общие закономерности проявляются на практике. Таким образом, правильными ответами также будут понятия «технологии» и «метод», поскольку они тесно связаны с тем, как использовать знания о предмете и явлении для достижения некоего результата. Популярный стереотип о ЧЛ касается причисления к ней эффективности технологий, но следует понимать, что речь идёт не о самой технологии, а о её оценке, то есть задействован также аспект белой этики. Другой стереотип — ЧЛ описывает информацию об объектах. Но это не так: во-первых, чёрная логика — это информация о взаимодействии объектов и событий, во-вторых, ощущая объекты напрямую при помощи наших органов чувств, мы получаем информацию по БС. Понятие «процесс» отражает информацию о неких изменениях, поэтому логичнее отнести его к белой интуиции. Цена и факты могут быть отнесены сразу к нескольким аспектам (цена как отражение ценности объекта или цена как количество ресурсов, которое необходимо затратить для получения права собственности на данный объект; факты как достоверные сведения или факты как конкретные данные).

Раздел второй: аспекты в соционике (часть 2)

В данном разделе была продолжена тема аспектов, но с иного ракурса: необходимо было определить, какая информация присутствует в каждом из предложенных утверждений или вопросов. Все уловки строились в расчёте на стереотипные ошибочные представления об аспектах и невнимательность респондента (например, вопросы 1, 4 и 8 затрагивали тему фантастики, из-за чего можно было подумать, что в них идёт речь о чёрной интуиции). Рассмотрим их подробнее:

Как мы видим, акцент в первом вопросе был поставлен на объект «человек» и его способность совершить действие — «выжить на Марсе». Так как мы знаем, что информация о способностях объектов относится к аспекту «чёрная сенсорика», это и будет правильный ответ. Также можно было подумать, что речь идёт о возможном событии (интуиция), но это не так, поскольку спрашивалось не о том, какое это событие (ЧИ) или произойдёт ли оно (БИ), а о том, может ли некто его реализовать (ЧС).

В данном вопросе речь идёт о правилах поведения, соответствующих определённым отношениям («дружба»). Если бы говорилось непосредственно об оценках (вроде, «этот человек — мой друг»), это был бы аспект «белой этики», но в нашем случае говорится о том, как нужно демонстрировать подобные оценки, что относится к аспекту «чёрная этика». Также популярен стереотип, что любые правила — это ЧЛ, но это не так, поскольку правила не являются технологиями или следствием каких-то закономерностей. 

В третьем вопросе, как мы видим, речь уже идёт о технологии (приготовления яичницы), поэтому правильным ответом будет «чёрная логика». Допустить ошибку, я думаю, можно лишь в том случае, если принять всё связанное с едой (как и процесс её приготовления) за сферу БС. Естественно, это был бы неправильный ответ, так как об информации, ощущаемой нашими органами чувств, речи не шло.

В отличие от первого вопроса, в данном речь как раз идёт о возможном событии: это уже не чёрная сенсорика, а сфера аспектов интуиции. Поскольку спрашивается о том, произойдёт ли какое-то событие, то есть возможна ли его реализация в нашей действительности, правильным ответом будет «белая интуиция».

В пятом вопросе речь идёт об оценке (доверии) в отношении некоего объекта (ярких людей). Очевидно, что это аспект «белой этики»Как вариант, можно было подумать о ЧЭ, поскольку в формулировке использовалось слово «эмоциональный», но, как мы знаем, эмоции никак не относятся к соционике (это сфера аспектных состояний, изучаемых психософией), да и в принципе то, какой этот человек, никак не меняет суть того, что отношение к нему — это БЭ.

В данном вопросе (поскольку речь идёт о деньгах) можно было предположить чёрную логику (популярный стереотип, что деньги — это ЧЛ). На самом же деле (как и в первом вопросе) мы имеем дело со способностями человека, то есть правильный ответ — чёрная сенсорика. Также можно было подумать о чёрной интуиции (герой озвучивает некую идею), но акцент делается не на самой идее, а на способности человека её осуществить.

В седьмом вопросе речь идёт об оценке, которую герой даёт своему халату: как мы знаем, любые оценки — это белая этика. Также можно было предположить, что это информация по белой сенсорике, но это не так, поскольку ни о каких объективных качествах халата, трансформированных в телесные ощущения, речи не шло (то есть не было сказано, например, что халат мягкий, тёплый и т.п.).

В данном вопросе, как мне кажется, уже всем очевидно, что речь идёт об аспекте «чёрная интуиция»: наш герой рассуждает о том, каким в принципе могло бы быть некое событие, не затрагивая вероятность его осуществления.

Раздел третий: аспекты в соционике (часть 3)

В данном разделе необходимо было рассмотреть группы изображений и указать свойства информации, объединяющие все картинки. Как и с предыдущими заданиями, чтобы справиться с этим разделом, необходимо знать, за что отвечают все информационные аспекты, а также какие у них свойства. Рассмотрим эти изображения:

Вопрос первый:

Правильный ответ на данный вопрос — иррациональность, поскольку изображены: сведения о фантастическом мире — ЧИ, сведения о вкусе, запахе, цвете и внешнем виде яблока — БС, сведения о влиянии человека на камень — ЧС и сведения о том, как изменяется растение в процессе своего роста — БИ.

Вопрос второй:

Правильный ответ на второй вопрос — статика. Так, мы видим, что между человечками существуют некие отношения — БЭ, что человек (по всей видимости) от чего-то освободился и теперь способен на многое, что было ему недоступно — ЧС, что существуют некие закономерности устройства стола — БЛ и что можно представить некое событие, в котором существуют привидения — ЧИ.

Вопрос третий:

Правильный ответ на третий вопрос — рациональность. На первой картинке представлена задача на поиск закономерностей — БЛ, на второй изображено, как девушка выражает своё хорошее отношение к парню путём дарения ему подарка — ЧЭ, на третьей — система мировых религий, определяющих ценности людей — БЭ, тогда как на четвёртой проиллюстрирована технология, согласно которой нужно и не нужно упражняться с грудным ребёнком — ЧЛ

Вопрос четвёртый:

Правильный ответ на последний вопрос — динамика. Мы видим, как один мужчина помогает другому выйти из авто — ЧЭ, как мастер чинит компьютер — ЧЛ, как испаряется горячий, чёрный, сладкий и одновременно горький кофе — БС, а также какие стадии проходит гусеница в ходе превращения в бабочку — БИ.

Раздел четвёртый: функции в соционике

В данном разделе необходимо было указать функции информационного метаболизма, качества которых были описаны в каждом из предложенных утверждений. Для того, чтобы выполнить данное задание, необходимо было знать, какими свойствами задаются функции и как это проявляется на практике. Рассмотрим эти вопросы:

За длительность обработки информации отвечает свойство функции «инертность» (1, 4, 6, 7 функции): таким образом, правильный ответ — «болевая»Также можно было предположить, что долго обрабатывает информацию фоновая или суггестивная, поскольку первая всегда отслеживает все поступающие сведения, а вторая является ценностной. Но это не так, поскольку обе эти функции контактные, а приведённые выше в пример качества их работы не отвечают за длительность обработки информации.

Другими словами «разложить по полочкам» значит «сформировать целостные и непротиворечивые представления по аспекту» — это является качеством работы «шаблонных» (1, 3, 6 и 8) функций, поэтому правильным ответом является «ролевая». Также можно было предположить, что это определение подходит седьмой функции, так как она «ограничивает» поступающую информацию. Это неправильный ответ, поскольку делает она это, опираясь на шаблоны и нормы, задаваемые базовой функцией, а не на свои собственные. В свою очередь неправильный ответ «творческая» можно было выбрать, подумав, что непротиворечивое понимание информации является преимуществом именно сильных функций модели А, а не шаблонных.

Зачастую стресс мы испытываем на этапе обработки информации; он возникает в тех ситуациях, когда нам объективно не хватает времени, чтобы глубоко обработать много поступающих сведений и отреагировать должным образом, или когда мы зацикливаемся на той или иной информации, не будучи в состоянии перестать об этом думать. Такая особенность работы (длительная проработка) свойственна инертным (1, 4, 6 и 7) функциям, поэтому трудности подобного рода чаще испытывают именно они. Таким образом, правильный ответ на данный вопрос — «ограничительная». Такие функции как ролевая и суггестивная из-за своей контактности весьма поверхностны во время работы, поэтому значительно реже испытывают стресс.

Как мы знаем, за непрерывность восприятия информации отвечает свойство «загрузочность» (1, 4, 5, 8 функции). Таким образом, правильный ответ на данный вопрос —болевая. В свою очередь творческой и ограничительной функциям свойственно вступать в работу лишь при необходимости, что определяется запросом загрузочных фоновой и базовой функций соответственно: по этой причине ни одна из них не может быть правильным ответом на данный вопрос.

Лучше всего для личностного роста подходят функции, обладающие свойствами «инертность», «шаблонность» и «ценностность». Благодаря этому по ним у нас получается сформировать целостную непротиворечивую картину мира из глубоко проработанной информации по аспектам, которые мы воспринимаем с особым интересом и без какого-либо внутреннего сопротивления. К данным функциям относятся активационная и базовая. Тогда как ролевая (неценностная и контактная) и творческая (ситуативная и контактная) не особо подходят на данную роль — в первую очередь из-за того, что информация по ним обрабатывается непродолжительно и поверхностно, из-за чего мы не придаём им достаточного значения, чтобы воспринимать их как зону личностного роста.

Как известно, в модели А все функции делятся на акцептные и продуктивные: первые задают целевые аспекты для работы с информацией, тогда как вторые — второстепенные, используемые как средство. Таким образом, если речь идёт о каких-либо безусловных ценностях (то, что нам нужно просто так, а не для чего-то), под этим подразумевается именно акцептность функции (а не ценностность, как многие могли подумать). Выходит, правильный ответ на данный вопрос — ограничительная функция. В свою очередь творческая и активационная, хоть и являются ценностными и нам нравится работать с их информацией, всегда используются нами для достижения поставленного акцептными функциями (в том числе неценностной ограничительной) результата, поэтому как правильный ответ они нам не подходят.

В данном случае речь уже идёт о двух продуктивных функция и говорится не о безусловных ценностях, а о предпочтительности информации. Естественно, за это отвечает свойство «ценностность», поэтому правильный ответ — активационная функция.

То, на языке каких функций мы говорим, не зависит от нашей воли, поэтому свойства функции, определяющие наш интерес к информации (акцептность и ценностность), не играют здесь никакой роли. Поэтому, чтобы ответить на заданный вопрос, необходимо рассмотреть другие свойства, отличающие предложенные функции: например, ментальность/витальность. Как мы знаем, ментальность (1, 2, 3, 4 функции) определяет то, какую сторону информации мы ненамеренно замечаем в первую очередь: динамичную или статичную. Вследствие этого аспекты, находящиеся на позициях данных функций, и попадают  нам «на язык». Таким образом, правильный ответ  — «болевая функция».

Раздел пятый: типы в соционике

В данном разделе были предложены высказывания людей с различными соционическими типами. Задачей было определить, какие ТИМы могли сказать нечто подобное. Важным условием  данного задания было то, что на каждый вопрос был только один правильный ответ. Рассмотрим эти вопросы и попробуем определить, какие свойства в них присутствуют:

В первой части высказывания, как мы видим, речь идёт о неких изменениях окружающего мира и о его устройстве, что относится к аспектам БИ и БЛ. Исходя из того, что герою интересно взаимодействие с такой информацией, можно предположить, что это ценностные аспекты. Далее мы видим, что ему с трудом даётся информация по ЧЛ (непрактичность — следствие недостаточного понимания технологий) и что данную проблему герой решает через БЭ (выстраивание отношений с людьми, которые могут помочь с ЧЛ). Это говорит нам о его слабой логике и сильной этике. Поскольку у героя есть склонность постоянно отслеживать информацию об отношениях, он обладает загрузочной БЭ. В результате мы получаем тип с признаками «решительность», «весёлость», «этика», «уступчивость», что соответствует типу «Есенин».

Как мы знаем, политика — это сфера, в которой человек может реализовать своё влияние на мир (информация по ЧС). Подобный интерес, что озвучивает героиня, говорит о том, что у неё данный аспект находится на позиции ценностной функции — это признак «решительность». Далее она говорит о том, что её понимание [устройства] различных процессов (БЛ) поможет ей в том, чтобы реализовываться по ЧС. Подобная формулировка отчётливо указывает нам на признак «иррациональность» — акцептность (цель) ЧС и продуктивность (средство) БЛ. Также можно заметить, что акцент был сделан на понимании процессов (БЛ), а не на умении с ними взаимодействовать (ЧЛ) — это говорит о ценностной БЛ. В результате, на пересечении всех этих признаков мы получаем типы «Жуков» и «Есенин».

В данном высказывании речь идёт о событиях, следовательно, это информация по белой и чёрной интуиции. Мы видим, что герой много думает об этой информации и предпочитает обрабатывать её до того, как появится соответствующий раздражитель, что говорит нам о свойстве инертность. Также мы видим, что ему свойственно обращать внимание на все возможные варианты событий (ЧИ), ничего не упуская — это указывает нам на загрузочность ЧИ. В результате мы получаем целых четыре типа: «Дон Кихот», «Максим Горький», «Драйзер» и «Гексли».

Как мы видим из первой части вопроса, речь идёт о представителе серьёзной (ценностные ЧЛ и БЭ) квадры, поэтому мы можем исключить тип «Жуков.» Далее говорится о том, что наш герой отслеживает все процессы на рынке, что указывает на загрузочную БИ (не «Джек»). Также по словам «расширить сферу влияния» мы можем заметить, что это представитель решительной квадры: Штирлицу, например, не особо интересен подобный вид деятельности. Таким образом, правильный ответ — «Наполеон».

Из контекста видно, что наш герой воспринимает статус человека как средство для построения с клиентами нужных ему отношений — это указывает на продуктивность ЧС и акцептность БЭ (иными словами — на рациональность). Также можно заметить, что он опирается на устойчивые представления о том, как правильно вести себя с людьми, что говорит нам о шаблонности ЧЭ — экстраверсии. В результате мы получаем тип «Джек Лондон».

Из первого предложения мы можем предположить, что это тип с ценностной БС. Причём мы видим, что проявляется она со свойством акцептность: герою важны приятные ощущения, а обучение кулинарному искусству (ЧЛ) он воспринимает всего лишь как средство, необходимое для их получения. Далее говорится о том, что он испытывает трудности в обучении, потому что ему приходится более тщательно прорабатывать свои знания и умения, чтобы освоить их, что указывает нам на инертную ЧЛ. Таким образом, мы получаем тип «Дюма».

Фраза «никогда не знаешь, как себя вести в той или иной ситуации» указывает нам на ситуативность аспекта ЧЭ — отсутствие устойчивых представлений по данному аспекту. То, что герою лучше говорить напрямую об отношении к нему (БЭ), значит, что для него этот аспект является более приятным — это указывает на свойство «ценностность». Таким образом, мы уже можем исключить типы «Жуков» и «Дон Кихот». Далее мы видим неценностную ЧИ («раздражают бестолковые фантазии») и ценностную ЧС («человек должен здраво оценивать свои способности») — признак «решительность». Таким образом, мы получаем тип «Бальзак».

Героиня из последнего вопроса предпочитает многое продумывать наперёд: это является ярким примером проявления инертной интуиции, иными словами — тактики. Из всех предложенных типов тактиком является только Гюго. Можно было предположить, что речь идёт об особом проявлении рациональности, но это не так, поскольку, как мы знаем, рациональность определяет наши жизненные приоритеты в обработке информации, а не характер этого процесса. Таким образом, мы можем исключить типы «Робеспьер», «Гамлет» и «Достоевский».

Раздел шестой: аспекты в психософии

В этом разделе необходимо было указать, к аспектам каких типологий относятся качества людей, указанные в вопросах. Цель данного блока — проверить, насколько Вы владеете пониманием границы между соционикой и психософией

Правильный ответ на первый вопрос — логика в соционике: именно БЛ отвечает за информацию о закономерностях и о том, как что устроено.

Правильный ответ на второй вопрос — Физика в психософии: она отвечает за то, как мы осознаём потребности своего тела. В свою очередь сенсорика (в частности БС) отвечает за наши ощущения: можно иметь базовую БС, но при этом, будучи носителем 4Ф, практически не замечать своих потребностей.

Популярный в соционическом сообществе стереотип — приписывать психософской Воле всё, что касается вопросов статуса. Доля правды в этом есть, если речь идёт о том, как человек воспринимает своё право реализовать собственные желания и то, как статус других людей может этому воспрепятствовать, но когда мы переходим к информации об этом статусе и умению его показать, здесь уже имеет место аспект чёрной сенсорики.

Как мы знаем, «мнение» — это состояние, которое описывает психософский аспект «Логика». Никакого отношения к информации о технологиях и логических следствиях (аспект ЧЛ) оно, естественно, не имеет. У человека может быть какая угодно чёрная логика (от базовой до болевой), но это никак не повлияет на его/её интерес к изучению разных мнений по интересующей теме.

Существует популярный стереотип, что положение аспекта чёрной этики определяет способности человека в распознавании эмоций других людей и манипулировании ими. Естественно, это не так, поскольку, как мы знаем, эмоция — это некое состояние, в котором может пребывать человек, тогда как ЧЭ — это информация о его отношении к чему-либо, выраженная в поступке. Эмоция может лишь приводить к выдаче информации по ЧЭ. Поэтому правильным ответом на данный вопрос будет «Эмоция в психософии».

Амбиции определяются тем, как человек осознаёт свои желания, ставит перед собой цели и идёт к их достижению — это относится к Воле в психософии. Чёрная сенсорика — это информация о влиянии: она, несомненно, помогает нам ощутить свою способность достичь поставленной цели, но в вопросе ведь не об этом шла речь.

Есть и другой популярный стереотип, что сенсорики (особенно базовые чёрные и творческие белые) являются более физически активными людьми, нежели интуиты. Но, как мы знаем, активность никак не зависит от восприятия информации о материальном мире: бывают, например, как ленивые базовые ЧС (с 1Ф), так и активные болевые ЧС (с 2Ф). Правильно понимать, что активность — это одна из базовых физических потребностей нашего тела, а это — сфера психософских аспектов. Поэтому правильный ответ на данный вопрос — Физика в психософии.

Люди интересуются музыкой или поэзией, когда хотят изменить свои эмоции или выразить их во внешний мир. Из этого следует, что данные категории относятся к Эмоции в психософии. Конечно, музыка несёт с собой некие отношения и реакции, но в данном случае речи не шло о том, как человек понимает информацию о них, поэтому ответ «чёрная этика» нам не подходит.

Раздел седьмой: функции в психософии

В данном разделе необходимо было определить, какие функции обладают указанными в вопросах качествами. Его цель — проверить Ваши знания о работе функций.

Человек вступает в споры для того, чтобы повлиять на мнение оппонента, а молчит и слушает других  — чтобы самому сформировать мнение. Такая трактовка отлично отражает проявление свойств «принципиальность/непринципиальность», отвечающих за то, на чьё аспектное состояние ориентирован человек. Здесь мы видим, как проявляется «непринципиальность», поэтому правильный ответ на данный вопрос — «Вторая и Четвёртая Логики».

Как мы видим, речь идёт о людях, которым не свойственно задерживать внимание на изменениях в чужом эмоциональном состоянии. Подобное отсутствие осознанности указывает нам на наличие у функции свойства «результативность». Таким образом, правильный ответ — «Первая и Четвёртая Эмоции».

В данном случае речь уже идёт о функциях, что обращают много внимания на свой аспект: такое качество они имеют благодаря повышенной осознанности. Таким образом, речь идёт о свойстве «процесс»: правильный ответ — «Вторая и Третья функции».

Известно, что процессионным функциям свойственно выделять много сил на свою работу, тогда как результативные больше предпочитают сохранять энергию и не вступать лишний раз во взаимодействия вроде описанного в вопросе. Таким образом, правильный ответ — «Первая и Четвёртая Физики».

Работая по аспекту «Воля», мы оцениваем различные варианты событий и выбираем из них самые благоприятные для нас, делая их своими желаниями. Принятие решений, о котором идёт речь в вопросе, является одним из этапов данного процесса. Поскольку говорится о человеке, которому проще поддаваться влиянию извне, а не брать на себя ответственность за процесс работы по аспекту, можно сделать вывод, что это низкая функция. Таким образом, правильный ответ — «Третья и Четвёртая Воли».

Когда в формулировке вопроса используется слово «интересно», следует сразу задуматься о наличии свойства «процесс»Как мы уже говорили, Вторая и Третья функции обладают повышенной осознанностью, поэтому зачастую они проявляют больше интереса ко взаимодействию по своему аспектному состоянию, нежели результативные. Таким образом, правильный ответ — «Вторая и Третья Логики».

Как мы знаем, влияние на других людей предпочитают распространять высокие функции, тогда как низким функциям больше свойственно поддаваться ему извне. Соответственно, правильный ответ на данный вопрос — «Первая и Вторая Физики».

Известно, что результативным функциям не свойственно придавать большое значение своим аспектным состояниям. Имея некие устремления и цели, они могут идти к их реализации, не обращая особого внимания на сам процесс. Как следствие, им не нужно, чтобы другие люди разделяли их устремления, чего нельзя сказать о процессионных Волях, ориентированных на оценки общества и ближнего окружения. Таким образом, правильный ответ — «Вторая и Третья Воли».

Раздел восьмой: типы в психософии

В данном разделе по коротким описаниям необходимо было определить, о каких психософских типах идёт речь. Цель данного блока — проверить Ваши знания свойств функций и то, насколько точно Вы представляете образы всех ПЙ-типов. Сложностью данных вопросов было то, что правильных ответов могло быть от одного до двух, из-за чего тестируемому было необходимо не просто найти подходящий под описание тип, но и проверить все остальные.

Как мы знаем, эмоциональность больше свойственна высоким Эмоциям, а интерес к спорам и доказыванию своей правоты — процессионной и высокой Логике. В результате мы получаем Первую Эмоцию со Второй Логикой — это «ЭЛВФ». Почему другие варианты нам не подходят: Ахматовым свойственно в спорах больше прислушиваться к другим людям, нежели высказываться самим (принципиальная низкая Логика), Сократ из-за 3Э не настолько эмоциональный человек (разве что внутри, но об этом не говорилось в вопросе), тогда как Паскаль — не тот тип, которому будет интересно спорить с кем-то (результативность) и тратить своё время на то, чтобы изменить мнение другого человека (принципиальность).

С первых строк многие могли подумать, что речь идёт об одной из непринципиальных Воль (описана некая подстройка под чужие желания). Это так, но если вчитаться в строки, можно заметить, что носителю этой функции «нравится» помогать другим. То есть ему свойственно проявлять в этом активные действия, а это характерно только для 2В. В свою очередь из неприхотливости в быту мы можем вывести непринципиальную Физику (отсутствует зацикленность на своих потребностях). Таким образом, мы получаем Вторую/Четвёртую Физику и Вторую Волю — из всех предложенных вариантов сюда подходит только «ЛВЭФ». Мы исключили типы «Лао», «Эпикур» и «Бертье», поскольку первый и второй — нисколько не неприхотливы, а второй и третий — не любят помогать в достижении чужих целей и, если и ведут себя так, то это больше объясняется их пассивностью и нежеланием лишний раз мешать другим людям делать так, как те хотят, нежели их осознанной заинтересованностью в этом.

В данном случае правильный ответ на вопрос — это ЛЭФВ (Августин): так, в тексте мы можем увидеть как проявления процессионной Физики, так и непринциальной Эмоции. На первое нам указывает фраза «активный образ жизни» (редкость для 1Ф или 4Ф), тогда как на второе — слова «располагает к себе». Причём можно заметить, что говорится именно о Второй Эмоции, так как «хорошо понимает» — это процессионность, а «без труда» намекает нам на то, что этот человек не просто располагает, а целенаправленно прикладывает для этого усилия — свойство «высокая». Остальные типы не подходят нам по следующим причинам: Платон и Бухарин — это типы, не особо разбирающиеся в эмоциях, тогда как Борджиа — человек физически пассивный.

Как и в прошлом вопросе здесь мы видим, что речь идёт о процессионной Физике. В свою очередь молчаливость указывает нам на принципиальную Логику и, возможно, низкую Эмоцию, а наличие амбиций — на процессионную Волю. Итого, мы имеем тип с 2Ф/3Ф, 1Л/3Л и 2В/3В — это типы ЛФВЭ и ЛВФЭ. Неправильными получаются ответы «Аристипп», «Бухарин» и «Чехов»: первый и третий из-за 1Ф не станут так активно следить за своим здоровьем, а второй из-за 4В — ставить перед собой ориентированные на общество цели, такие как «стать уважаемым спортсменом», а из-за 1Э вряд ли будет молчаливым человеком.

Как мы знаем, перекладывать ответственность за свои поступки на других людей свойственно больше низким Волям — 3В и 4В, из-за чего мы можем сразу исключить типы «ЭФВЛ» и «ЛЭВФ». Тогда как интерес к искусству и желание развиваться в данной сфере говорит нам о процессионной Эмоции. Таким образом, нам подходят оба оставшихся ответа — Сократ и Чехов.

Известно, что более разговорчивы носители непринципиальных Логик, а стремление к уважению и ориентация на удовлетворение своей деятельностью потребностей общества свойственна носителям процессионных Воль. Таким образом, мы получаем типы с 1Л/3Л и 2В/3В: ЛВФЭ, ЛВЭФ, ЛФВЭ, ЛЭВФ, ЭВЛФ и ФВЛЭ. Ответ «Наполеон» не подходит нам, поскольку представителей данного типа не сильно интересует общество, тогда как Дюма (как и любая 4Л) — это довольно общительный тип, любящий поболтать о чём-то.

Уверенность в своём теле — качество, больше свойственное типам с высокой Физикой, тогда как отсутствие особого интереса к командной работе — типам с результативной Волей. Итого, мы имеем типы «ФЛЭВ», «ФЭЛВ», «ЛФЭВ», «ЭФЛВ», «ВФЛЭ» и «ВФЭЛ» — из них нам подходит только Борджиа. Про остальные типы можно сказать, что «Платон» и «Дюма» — это довольно зависимые от общественного мнения люди, а Ленин — тип, не уверенный в своём теле.

Из первого предложения понятно, что речь идёт о высокой Логике, которая сама хочет влиять на мнение других людей, а не наоборот, тогда как наличие упрямства говорит нам о её непринципиальности (в первую очередь из-за того, что 2Л/4Л, ориентируясь на мнение другого человека, не всегда замечают свою собственную неправоту). Из второй части описания мы видим, что данному человеку не трудно создать вокруг себя атмосферу (как напряжённую, так и лёгкую), что говорит нам о наличии высокой Эмоции. Таким образом, получаем типы ЭЛВФ и ЭЛФВ. Из остальных вариантов Аристипп нам не подходит, потому что он не особо умеет создавать атмосферу, а Пастернак и Толстой — потому что не любят кого-либо в чём-то переубеждать.

Подведём итоги тестирования:

Итак, мы рассмотрели объяснения к правильным ответам на все вопросы пройденного Вами теста. Ещё раз благодарю Вас за его прохождение: мы ценим Ваш вклад в наше исследование. Надеюсь, Вы уже оценили свой уровень знаний теории соционики и психософии по шкале, расположенной в начале этой страницы, и теперь лучше понимаете, в каком направлении Вам необходимо двигаться в изучении данных типологий. Если же у Вас остались какие-либо вопросы, рекомендую ознакомиться со следующими разделами сайта: «информация: признаки, свойства и аспекты», «функции модели А», «теория психософии» и «свойства функций ПЙ-типов».

А если Вы хотите узнать свои соционический и психософский типы, по ссылке bestsocionics.com/zapis-na-tipirovanie записывайтесь на профессиональное типирование в нашем центре. К слову, первые две недели нового 2018-го года у нас действует АКЦИЯ: в комплекте с типированием по соционике типирование по психософии — бесплатно

Теперь ниже в комментариях Вы можете поделиться своим впечатлениями от теста: