Машина Тьюринга: полезная аналогия для понимания видов информации
Императивная соционика

Машина Тьюринга: полезная аналогия для понимания видов информации

Данная статья будет полезна тем, кто пока не очень хорошо разобрался в том, как устроена информация в соционике. В ней мы разберём особенности информационных аспектов, используя в качестве полезной аналогии концепцию машины Тьюринга.

Машина Тьюринга – это универсальное устройство для следования некоторому алгоритму. Эта концепция была придумана Аланом Тьюрингом и нашла широкое освещение во многих вопросах информационной технологии за свою простоту и гениальность. Нас будет интересовать, из чего состоит такая машина.

А состоит она из четырёх частей: первая часть – это условно бесконечная лента с находящимися на ней символами некоего алфавита, например, для простоты, бинарного кода. Эта лента и есть данные, которые анализирует машина. От начальных данных будет зависеть то, что машина сделает в конце. Вторая часть машины – это считывающая головка, которая позволяет машине читать нули и единицы, или другие символы, с бесконечной ленты, а также стирать их оттуда и записывать заново. С помощью неё машина может читать ленту и изменять её содержимое. Третья часть – это так называемая коробка состояний, а именно часть, содержащая особую переменную, в зависимости от значения которой машина может находиться в некотором состоянии. От состояния машины зависит то, как именно она пользуется считывающей головкой – для записи, для чтения, для движения или простоя, или же в гораздо более сложных сочетаниях (на самом деле, в самих состояниях нет никакого понятия о том, что должна делать машина в данный момент, просто разные состояния выступают в качестве разных предпосылок к действиям машины. Это будет понятно в рассмотрении четвёртой части). Менять состояния машина может после взаимодействия с лентой, и хотя бы одно состояние – начальное – у неё всегда есть. И, наконец, в самом сердце машины содержится четвёртая часть – её алгоритм. Алгоритм представляет собой совокупность правил функционирования машины, которые описываются как «если машина находится в таком-то состоянии и считывает с ленты такой-то символ, она делает то-то и переходит в такое-то состояние».

При достаточном наборе входных данных, состояний и необходимых составляющих алгоритма такое устройство может решить любую задачу. Но нас, повторюсь, интересует не это, а возможность провести аналогию между информацией в соционике и частями машины Тьюринга. Учитывая, что работу любого компьютера – а возможно, и живого мозга – уже можно представить, как работу сей машины, то не лишено оснований предположение, что подобной концепцией можно заменить любое достаточно сложное явление. Так вот можно заметить, что между частями машины и видами информации в соционике – интуитивной, сенсорной, этической и логической – есть соответствие. В самом деле, лента с символами является источником интуитивной информации, потому что каждый из символов во время считывания – это некоторое событие для машины, а их генеральная совокупность, то есть алфавит – возможные значения для чтения; головка – это источник сенсорной информации, потому что именно она как объект способна осуществить некое влияние на ленту, а её форма показывает состояние (следует отличать сенсорное состояние от этического состояния; в данном случае речь идёт о некой конфигурации, форме) машины, готова она читать символ или стирать и записывать новый; коробка состояний – источник этической информации (к сожалению, этическую информацию сложно представить в отрыве от высокой психики, в рамках которой у неё есть понятное значение – отношение, оценка или реакция, поэтому и рассуждения немного сместятся в такую сторону, словно машина обладает разумом), потому что если провести обзор всех доступных состояний, то окажется, что в одних преимущественно чаще машина делает одно, а в других другое, на основании чего можно выразить «предпочтения» машины, а если определена категория желаемого результата работы, то ещё и оценку этих состояний либо сочетания состояний с входными данными – именно состояний, потому что оценивать в этом случае сами входные данные, считывающую головку или алгоритм нет смысла, т.к. они всего лишь данные и инструменты для работы. Наконец, необходимость машины поступить так или иначе связана именно с этическим состоянием, учитывая то, как она похожа на необходимость разумных существ поступать, считаясь со своей моралью (системой оценок). Ну и алгоритм есть источник логической информации, потому что в нём сокрыта информация о том, как именно происходят все действия машины и почему на выходе получился такой результат, а не какой-то иной.

На этом аналогия не заканчивается, потому что с её помощью можно показать многие особенности деления информации на аспекты. Сразу бросается в глаза различие между иррациональной и рациональной информацией: источниками интуитивной и сенсорной информации являются реальные механические части машины, и эти виды информации можно получать от обыкновенного их созерцания, в то время как этические и логические виды необходимо осмыслить путём наблюдения за работой машины, своего рода расшифровкой. Каждый из видов информации можно поделить на аспекты, тогда всего их будет восемь: в рамках же нашей аналогии нам придётся разделить информацию от каждой из частей машины на две категории. Информация, поступающая от ленты, будет включать информацию о самой ленте и её содержимом, а также об алфавите, то есть том, что в принципе может быть на этой ленте. Информация от считывающей головки будет подразделяться на форму головки и её функционал — то, что она может сделать с лентой. Информация от коробки состояний – на наши наблюдения по соответствию определённых состояний определённым данным или, говоря языком психики, реакции машины на входные данные, а также на описания, характеристики этих состояний. И, наконец, от алгоритма – на частные проявления алгоритма, то есть наши наблюдения за технологией работы машины, тем, как данные на входе преобразуются в данные на выходе, и на информацию об алгоритме в общем, его описание.

Нетрудно заметить в этом делении принадлежность всей этой информации к уже описанным в соционике аспектам – соответственно БИ, ЧИ, БС, ЧС, ЧЭ, БЭ, ЧЛ, БЛ. Деление по признаку «рациональность/иррациональность» мы уже рассмотрели, теперь посмотрим на деление «статика/динамика»: более абстрактные алфавит ленты (ЧИ), функционал (ЧС), состояние (БЭ) и алгоритм (БЛ), вернее, информацию о них, мы можем получить, только собирая и обобщая информацию о конкретных им соответствующих источниках: доступным наблюдению напрямую содержимом ленты (БИ), форме головки (БС), реакциях (ЧЭ) и технологии машины (ЧЛ). Наконец, деление информации на экстравертную/интровертную: алфавит (ЧИ), функционал (ЧС), реакции (ЧЭ) и технология (ЧЛ) как источники информации являются следствием существования содержимого ленты (БИ; хотя на первый взгляд кажется, что наоборот, чтобы наполнить ленту, сначала надо придумать алфавит, но на самом деле алфавита как такового может и не быть, а машина – читать закорючки и анализировать их форму; иначе говоря, в самом устройстве машины факт существования алфавита не используется), существования определённых форм головки (БС), конкретных состояний (БЭ) и, в конце концов, самого алгоритма машины (БЛ).

Если вы, возможно, слишком сильно впечатлились этой аналогией, то спешу вас предостеречь: машина Тьюринга не олицетворяет здесь ни работу мозга, ни что-либо иное определённое. Основное преимущество такой идеи над другими в том, что машина Тьюринга – целостная, простая в понимании и вполне приземлённая вещь. И хотя в оригинальной концепции она тесно связана с задачей, которую решает, в рамках данной статьи нет ни возможности, ни необходимости в определении этой задачи — так же как нет нужды и смысла спрашивать, зачем существует информация или её источники. Нам достаточно того, что они просто есть.

Автор: Игорь Евсеев