Закрытость и стеснение, страх перед выражением своих чувств, внутренняя чувствительность при внешнем равнодушии, а временами — неконтролируемые эмоциональные всплески… Обычные строчки из описания болевой ЧЭ Габена. Увы, нет ничего более далёкого от реальности, чем такое понимание чёрной этики.
В корне неверно также называть чёрную этику “этикой эмоцией”, поскольку наши эмоции — это некое внутреннее состояние, то, что мы чувствуем в душе, тогда как соционика имеет отношение исключительно к информационному метаболизму, то есть к тем сведениям, которые можно воспринять из внешнего мира. Когда мы общаемся с человеком, мы не “воспринимаем” его эмоции, хотя по его поведению и реакциям можно догадаться, что у него на душе и что он чувствует в данный момент.
Именно здесь кроется точка разграничения чёрной этики и психософской Эмоции. Первая — про внешние проявления, вторая — про внутреннее состояние. Поэтому внутреннее ощущение скованности, неумение различать оттенки чувств или скрывать свои переживания определяется исключительно психософией, а никак не соционикой. В теории это понятно, но как же на практике выглядит сочетание болевой ЧЭ с разными положениями Эмоции?
Габен с Первой Эмоцией не стесняется своих чувств, несмотря на то, что часто выглядит в глазах окружающих несколько неадекватно. Ему непонятно, какое поведение является приемлемым с точки зрения общества, из-за чего под влиянием эмоций он часто совершает странные поступки. Он слишком зациклен на собственных переживаниях, чтобы брать в расчёт ещё и чужие. Из-за этого Габену с 1Э сложно вовремя заметить, что отношение близких к нему переменилось, и сделать что-то для их восстановления.
Габен со Второй Эмоцией много размышляет о чувствах — как своих, так и чужих. Он старается отслеживать, как окружающие люди на него эмоционально реагируют. Ему нравится процесс эмоционального взаимодействия — и душевные доброжелательные разговоры, и провокации, заставляющие собеседника чувствовать себя не в своей тарелке. Так как болевая функция мыслит нешаблонно, Габен с 2Э всегда готов удивлять окружающих своими странными поступками и с интересом наблюдать за их реакцией.
Габен с Третьей Эмоцией очень “стереотипен”. Это тот самый человек, который держит чувства в себе и понятия не имеет, как правильно вести себя с людьми, чтобы они не посчитали его неадекватным. Эти вопросы его очень волнуют. Поскольку Третья функция весьма эмпатична, Габен с 3Э тонко чувствует негативную реакцию окружающих на своё поведение, но всё равно не может понять, что же ему сделать, чтобы превратить её в позитивную. У него время от времени случаются бурные эмоциональные взрывы (как правило, в компании близких людей), за которые ему потом ужасно стыдно.
Габен с Четвёртой Эмоцией отличается внешним спокойствием и внутренним равнодушием к общественному мнению. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. Потому что временами он может придраться к какой-то мелочи, которая, по его мнению, выставляет его “идиотом” перед публикой, и серьёзно заморочиться. Несмотря на то, что другие люди не видят в этом ничего особенного и не спешат его осуждать. Самое интересное, что действительно шокирующие моменты в своём поведении Габен с 4Э не замечает, поскольку не отслеживает чужих эмоциональных реакций.
Как видите, есть множество отличий между Габенами с разным положением Эмоции. Но есть и кое-что общее, в чём проявляется именно болевая ЧЭ. В первую очередь это неусвоение поведенческих шаблонов. Габен с трудом понимает, как правильно с помощью поступков выразить своё отношение к кому-либо, как вести себя в той или иной ситуации, и практически не способен этому научиться, так как каждая новая ситуация для него — чистый лист, и он понятия не имеет, можно ли к ней применять те же нормы поведения, что и в прошлый раз. Один из способов решения данной проблемы — переход с чёрной этики на белую, например, построение близких отношений с людьми, которым можно доверять, которые всегда поймут и не осудят, даже если ты совершишь грубую ошибку.
Авторка: Надежда Рудницкая