В неаполитанском театре масок есть четыре персонажа, и, что удивительно, их описания сходны с описанием четырёх подтипов DCNH. Сами посудите:
Пульчинелла – расслабленный, гедонистический, немного хитрый, постоянно впутывается в передряги, отличается такими пороками как лень и обжорство, то есть склонен жить ради удовольствий и относится к жизни легко. Это один из вариантов того, как может выглядеть гармонизирующий подтип, если представлять его в образе недалекого, смешного и порочного персонажа.
Тарталья – работает на скучной работе, как правило госслужащий; отличается робостью и занудством, любит чтобы всё было по правилам, заикается и носит огромные очки. Такой персонаж может служить комедийным воплощением нормирующего подтипа.
Ковьелло – умен, хитер, напорист, любит играть на музыкальных инструментах и выступать на публике. Часто ему приписывали политическую повестку. Ковьелло представляет доминантный подтип — экстравертный, последовательный, социально активный.
Скарамучча – забияка, хвастливый персонаж, который легко влезает в драки и любит нарушать общественный порядок, что вписывается в образ креативного подтипа.
Как мы уже говорили на вебинарах, система подтипов DCNH имеет множество аналогов, но все они лишь отражают архетипичность и универсальность данных социальных ролей. Так или иначе мы принимаем одну из этих ролей и взглядов на мир, чтобы вписаться в общество. Эти метаобразы помогают другим людям нас идентифицировать и воспринимать то, что мы хотим им донести о своей личности, то есть это некие стереотипы поведения, которые весьма устойчивы для разных культур и социальных слоев. Знание своего подтипа даёт возможность понять основу своей социальной роли и выкристаллизировать своё ролевое поведение так, чтобы оно несло более четкую и однозначную информацию для окружающих и соответствовало вашим целям.
Авторка: Надежда Рудницкая