И когда мне уже казалось, что я завязал, они снова меня туда затащили… Дело все в том, что знакомый соционик предложил мне написать заметку об ООО «КЦС и СП». Расскажи, говорит, о своих впечатлениях от общения с этими замечательными людьми. И, несмотря на всю сложность извлечения из памяти точных имен, явок и фамилий, я (в порыве присущей мне зависти к Великим) с радостью согласился выдать очередную порцию клеветы и оскорблений.
Для меня феномен под названием «КЦС» начался в 2014 году. Молодые ребята с подвешенными языками бодро и борзо рассказывали в своих роликах про соционику, попутно объясняя, почему все вокруг больные и не лечатся, и только они такие умные и красивые. Тогда это сработало, ведь в тот момент на фоне калининградцев меркли и поросшие мхом соционики старых школ, почти никак не представленные в интернетах, и юные неопытные ораторы, снимающие свое неуверенное мычание на плохонькие камеры.
Вообще 14й год в истории КЦС был идеальным временем для яркого выхода на большую сцену по многим причинам. В то время не афишировались их оккультные увлечения и чрезмерная уверенность при постановке соционических диагнозов. В то время их группа ВК была полностью открыта, и любой мог опубликовать даже пост на стене. В то время взаимное устремление языков калининградцев и Таланова позволяло КЦС еще и прикрываться заумью якобы научных статей Виктора Львовича. В то время, на мой сугубо личный взгляд, даже крымнашенский патриотический угар сыграл на руку тогда еще в меру задиристым бетанцам. До чего же смешно сейчас вспоминать ту дешевую кичливость, с которой Попов и Процкий рассказывали, как бы они поехали воевать на Донбасс, если бы у них тут, понимаешь ли, своих делов не было.
Но чем больше я узнавал о Центре в ходе обучения там и общения с лицами, сопричастными славным делам КЦС, тем отчетливее видел интеллектуальную и нравственную нищету этих людей, скрытую за блеском их тогдашнего образа. Разоблачению этого образа я посвятил достаточно сил. Ниже я постараюсь лишь кратко повторить все основные пункты своей критики, в той или иной мере присущие как нынешнему огрызку КЦС, так и всем птенцам гнезда Попова.
Предвосхищая вопросы, отвечаю: я все еще против всей соционики вообще. Считаю эту типологию вредной и лженаучной, а соционические сообщества – близкими по своим признакам к психокультам. На стороне какого-то конкретного соционика я не выступаю и во всех социосрачах руководствуюсь исключительно принципом СДД.
Теперь давайте вернемся к нашим баранам из Калининграда.
Семантика аспектов
Основным заявленным способом типирования у КЦСов является анализ семантики аспектов и Базиса Юнга, суть которого сводится к выявлению ряда признаков в речи типируемого. Впоследствии по совокупности найденных признаков и выводится ТИМ человека.
У метода этого полно недостатков, которые на протяжении всего моего знакомства с Центром упорно игнорировались, несмотря на постоянно льющиеся в уши подписчиков сахарные речи о совершенствовании методики. Если вдуматься, то там совершенствовать нечего в силу заложенных в фундамент методики недочетов, среди которых:
1. Неодинаковость объемов понятий аспектов, что служит причиной существенного перекоса распределения типов в сторону «серьезных». К слову, последние нововведения привели к тому, что среди белых логиков и чёрных этиков по версии КЦСов остается человека полтора, не больше.
2. Отсутствие нормального содержания у искомых понятий, что препятствует объективности метода. И действительно, в комментариях под каждым ТИМным интервью в КЦС (это когда гуру дают возможность подписчикам протипировать случайного человека) даже старожилы группы, даже прошедшие по несколько раз все курсы адепты всегда расходятся в версиях. А все потому, что признаки понятий настолько размыты, что и обученный в КЦС студент будет вкладывать в них что-то свое. В конечном счете, остается лишь благоговейно принять итоговый вердикт гуру и смиренно согласиться с ним.
3. Полное пренебрежение ситуативностью человеческой речи. Да, КЦСы избегают предположения, что человек говорит в течение отведенного на типирование получаса именно так и именно такими словами по причине каких-то ситуативных факторов. И уж, упаси Боже, предположить, что в каждый момент времени на людей действует такой неповторимый набор факторов, что наша речь оказывается уникальной по своей структуре если уж не перманентно, то хотя бы довольно часто. О нет, о таком думать нельзя, ведь тогда типология полетит к чертям, нельзя будет навесить на человека ярлычок после просмотра короткого интервью и получить за это копеечку.
4. Игнорирование уровней языка в процессе анализа. Что именно анализируется по методике КЦС – звуки, слова, словосочетания или предложения – для меня так и осталось загадкой.
В ответ на указание всех этих фундаментальные ошибок в методике КЦС (список которых легко продолжить) адепты могут напомнить, что есть и другие точнейшие способы протипировать, такие как направление взгляда, зажатость мышц плечевого пояса и прочие внешние проявления типа.
Что ж, отрицать не буду. Вот только это не просто дополнительные способы – это и есть настоящий метод типирования КЦСов, о чем читайте далее.
Настоящая методика
Вообще методика типирования в КЦС всегда имела сложную структуру, которую можно разложить, пожалуй, аж на три составляющие.
Первая составляющая – это способ типирования в зависимости от опыта. Новичкам гуру рассказывают о семантике аспектов, в то время как сами в кулуарах объясняют, что вот у этого – череп как у типичного СЛЭ, а вот у того – чернологичная челюсть. Иными словами, опытные КЦСы типируют по физиогномическим параметрам, что позволяет за считанные секунды определять ТИМ ничего не подозревающих прохожих. В общем-то именно этому и учат в КЦС на курсах выше начального во время так называемой «полевой практики». Если же остается необходимость, то речь человека и ее смысл умело подгоняются под уже определенный по внешности тип. Помню, как после пары минут моего первого дежурного общения с Тимуром и Александром, мэтры уверенно назвали несколько типов, к которым я точно не отношусь. Естественно, эта гипотеза только подтвердилась после просмотра ими моего интервью.
Забавно, но КЦСы, возможно, и сами не замечают столь ощутимого акцента на внешности при диагностике. Однако, если лицо спрятать, то наверняка клиент будет слышать свежую версию после каждого нового похода к гуру. Так, например, в паблике ПиП («Психософия и профориентирование» — прим. ред.) мною был проведен небольшой эксперимент во время их акции типирования по текстам. Смысл эксперимента заключался всего лишь в утаивании авторства парочки сочинений. В результате, как я и подозревал, каждый текст от одного и того же человека приводил диагностов к разным типам: сначала я был ЛИЭ, затем стал логиком и негативистом из «серьезных». Даже если закрыть глаза на типирование КЦСами большинства людей в логиков из «серьезных», полученная разница не очень впечатляет. К счастью для меня, впоследствии выяснилось, что ваш покорный слуга был не единственным, кто отправил несколько сочинений с разных аккаунтов. И в других случаях расхождения были куда более вопиющие – первоначальный ТИМ одного человека СЭЭ превратился в очередного логика из «серьезных», а у второго человека вообще тип трансформировался в конфликтный (из СЭИ в ЛИЭ).
Вторая составляющая – это умение владеть методикой в зависимости от степени приближенности к гуру. Например, до недавнего времени идеально владели методикой «веселые». Они могли видеть все аспекты, они лучше типировали, они лучше все понимали, в то время, как серая масса «серьезных» только и вопрошала: «А это почему? А где тут ЧЭ?» Но быдло не в состоянии достичь высоты полета структурнологичной мысли. К слову, эпоха построения альфийско-бетанской верхушки Центра связана с другими гениальными критериями диагностики: резонансом и энергетикой. Когда я впервые посетил семинар Центра, то вот не возникло у Процкого с Поповым резонанса по ценностной ЧЭ ни с кем из молчащих зрителей, о чем КЦСы не преминули заявить, сказав что-то вроде: «В зале точно нет «веселых», кроме нас». Не почувствовали, видать, нужной энергетики. А если резонанс с кем-то сначала возникает, а затем пропадает, то, очевидно, пора собирать пожитки и топать в антиквадру. И тут уж даже череп СЛЭ не спасет.
Теперь же, когда КЦС раскололся на части и перетипировался, вся эта утомительная возня по поводу «веселых» приняла более привычную обывателю форму: хороший и «свой» – тот, кто мне нравится. Кто мне нравится, тот и из моей квадры, тот и духовно богат, с тем и резонанс возбуждающий, и череп у того имеет идеальную форму. При этом правильным пониманием методики с точки зрения Попова отныне обладают его приближенные, с точки же зрения Процкого – его.
Третья составляющая – это влияние соционики на личность. Пока КЦС не развалился, в нем не было однозначного мнения по этой теме. Попов продвигал свою шизотерически-психотехнологическую тему, а Процкий – свою. Теперь же размежевание дало более внятный ответ на этот вопрос. Для Попова соционика – первый шаг на пути самопознания, и влияние типологии на этот процесс, естественно, не так значительно, как ньюэйджевские медитации и прочие извращения. Для Процкого же, находящегося на последней стадии СГМ, вклад соционики и психософии в личность и мир вообще настолько весом, что он даже геополитику анализирует из соционических соображений. К примеру, на моем интенсиве он рассказывал, что Россия сотрудничает с Ираном, потому что обе страны бетанские.
Вообще одержимость Процкого соционической картиной мира настолько ослепляет его, что он даже меня обозвал «виктимом не пизженным», видимо, не понимая, что я уже давным-давно вышел за пределы соционического дискурса и для меня эти ярлыки так же безразличны, как для Тимура клеймо лжеученого или шарлатана.
Так что если вкратце, то вся методика КЦС и выходцев оттуда заключается лишь в невольном подражании расовым теоретикам начала прошлого столетия, а также в умении подгонять речь человека под необходимый тип (благо, факты все люди периодически называют). При этом окончательное решение всегда выносят гуру, зачастую руководствуясь своими личными симпатиями. Без их мудрого взвешенного мнения правильность чьего-либо типирования всегда остается под вопросом.
Точность
Итого, суммарный недометод КЦС является крайне субъективным, что подтверждается, как я и говорил выше, вечными разногласиями адептов во время публичных типирований. Но вдруг адепты действительно не доросли до гуру? Вдруг истину действительно видят лишь мастера, чьи имена, словно высеченные в камне, указаны в контактах КЦС и его многочисленных выкормышей, таких как ЦСП, ПиП и ТВД?
После массовых перетипирований в конце 2016го надеяться на это не приходится. Для тех, кто не в курсе: тогда были изменены ТИМы чуть ли не всех образцово-показательных альфийцев и бетанцев, которые на протяжении долгого времени демонстрировались в роликах Центра в качестве самых что ни на есть ярких представителей веселых квадр.
Вообще-то частые перетипирования были и раньше не редкостью для КЦС, но именно эта история стала, пожалуй, самой громкой. В целом же, всегда было в норме вещей, что люди месяцами и даже годами причислялись в тусовке Центра к одному типу, пока калининградцам внезапно что-то не взбредало в голову, и они не решали поменять диагноз.
А ведь мастера КЦС еще пару лет назад гордо заявляли о точности уж если не в 100, то уж в 95 процентов! К сожалению, все сказки о точности растаяли окончательно, когда перетипированы были даже сами Попов с Процким.
Деталь, которую я не могу не упомянуть, заключается в сокрытии от студентов какого-то там очередного курса факта перетипирования Попова из ЭИЭ в ИЭЭ. Причем молчал не только Попов, продолжающий рассказывать аудитории о своей гамлетовости, но и Процкий, который это перетипирование сам же затеял. По словам Тимура, молчал он потому, что хотел, чтобы Попов сам признался, а также потому, что у него, у Тимура, были куда более важные задачи. Впрочем, фанаты Процкого ожидаемо схавали все неубедительные оправдания.
Научность
Уже из всего сказанного напрашивается вывод, что никакой научности в методах типирования калининградцев быть не может. Нет ни валидности, ни хотя бы надежности соционической диагностики. Ведь мало того, что результаты типирования изменяются и с течением времени, и в зависимости от личности типировщика, так еще и связь речи с некими психическими свойствами или способом обработки информации подробно не объяснена и тем более не изучена калининградцами.
Их анализ речи не обоснован экспериментально, да и имеет кучу даже без исследований видимых недочетов. Физиогномика – это вообще рафинированная лженаука, постулаты которой зиждутся на ложной корреляции между психическими свойствами и внешностью. К тому же параметры внешности точно не определены, и никто не ответит, с какого именно размера заканчивается нос интуита и начинается нос сенсорика.
Тогда на каком основании из групп КЦСов то и дело доносятся сладкие постанывания про научность?
Раньше можно было прикрываться работами Виктора Таланова, которые по крайней мере стилистически напоминают научные труды. Дело все в том, что непродолжительное время результаты тестирования по талановской анкете совпадали с типированиями у калининградцев.
Однако новые версии теста порушили идеальную картинку, и сходимости результатов между КЦС и Талановым пришел конец. Процкому сразу же не понравилось развитие талановского проекта, хотя по инерции Попов, Тимур и адепты продолжали стыдливо прикрывать свои антинаучные бредни работами Виктора Львовича. Но теперь и этого не слышно.
Сейчас Попов изредка бьет себя пяткой в грудь и вещает о необходимости научных исследований (которые, конечно же, вот-вот будут проведены). Процкому же, насколько я могу судить, наука неинтересна от слова “совсем”. Он свой субъективизм ставит выше каких-то там объективных проверок и научного признания.
Подобное мировоззрение неудивительно для человека, любящего строить умную физиономию, но имеющего при этом всего лишь неоконченное высшее образование по журналистике и заочку по психологии в, мягко говоря, не первом ВУЗе страны (не считая, вероятно, таки сформированные компетенции переводчика). Зато с каким апломбом Процкий, не имея нормальной квалификации, рассуждает о политике, экономике и науке! У того же Попова хотя бы две вышки есть, которые, правда, выглядят лишними словами в списке прочих достижений Александра вроде обучения в школах гипноза и экстрасенсорных академиях.
Гарантии
Сомнительные методы и отсутствие точности не дают никаких гарантий клиентам КЦС.
Ты же знал, что по соционике сейчас нет никаких государственных стандартов? Может быть, ты знал слова “мошенничество” и “шарлатанство”? Знал, что все эти школы, институты и академии по соционике являются не образовательными учреждениями с государственной аккредитацией, а коммерческими шарагами, в шапках сайта которых в лучшем случае из названия тихонечко убрано ООО?
«НИИ Соционики» — ведущая соционическая школа в России, позиционирующая себя как научное учреждение.
Нет? Тогда, наверное, ты знал, что ученые глупы и ретроградны и лишь по этой причине презрительно фыркают в сторону прорывных и авангардных знаний. И, конечно же, знал об увлеченных мечтателях, которые бескорыстно развивают науку будущего.
Ну тогда какие могут быть претензии?
Не понравился поставленный диагноз – увы.
Через год калининградцы перетипировали тебя, заподозрив неладное после просмотра репостов на твоей стене в соцсети – смирись.
А что поделать? Как сказал Тимур Процкий: «Деньги берутся за факт типирования и за время, которое потрачено на анализ видео». О правильности, точности, обоснованности речи не идет.
Если повезет, то в качестве компенсации тебе предложат бесплатный семинар по белой интуиции или какой-то подобный шлак. Хочешь активно и, что самое отвратительное, публично возмущаться? О, брат, это нарушение сразу трех пунктов сообщества! Получай бан за клевету и «галимый бред».
Может, в суде хочешь доказать, что тебя обманули? А по каким критериям суду оценивать качество предоставленной услуги? Хоть чек у тебя сохранился? И чека нет?! Ну ты даешь. Ты еще скажи, что в КЦС отсутствует кассовый аппарат и что они не платят налоги. Хотя постой, это же сам Попов на запись рассказывает. Бывает. Ты, видать, забыл в какой стране живешь? Завоняла деловая логика. Всего хорошего.
Реакция на критику
Много воды утекло с тех времен, когда в группе КЦС можно было писать если не все, то во всяком случае многое. Когда КЦСы ввязывались в дискуссии не только с другими социониками, но и с критиками самой соционики, такими как Невеев.
Но, раз за разом проходя через боль и унижения, ребята, видимо, поняли слабость своих позиций.
Спор о научности с Невеевым ограничился типированием Александра Борисовича и дачей ссылки на сайт Таланова, работы которого были тут же в пух и прах раскритикованы сторонниками Невеева. С тех пор в дискуссии о научности калининградцы не лезут.
После того, как я выложил свой подкаст о КЦС в их группе, моя критика была в течение часа потерта, а подписчики навсегда потеряли возможность писать свои посты на стене группы. При этом в открытую полемику со мной никто из Центра не вступил. Только Попов в ЛС понаписал фирменную бессмыслицу и чуть ли не вызвал меня ответить за базар.
Далее калининградцы иногда снисходили лишь до ответа на критику от других соционических школ. Оно и немудрено, ведь что может быть проще, чем мериться необоснованными и недоказанными методиками? В итоге, побеждает не самый умный, а тот, чье кунг-фу чисто эстетически кажется круче конкретному наблюдателю.
Правда, и насчет этих схваток КЦСы пересмотрели свою стратегию. Раньше они бесстрашно выходили на чужое поле, чтобы доказать бетанскую точку зрения. Но, видать, не очень приятно оказываться заваленными контраргументами многочисленных адептов школы-конкурента, а потому в конце концов бравые калининградцы заперлись в своих группах, лишь в крайнем случае выходя за их пределы.
Что касается свободы слова в самих группах КЦС, то здесь политика с каждым годом ужесточается. Если раньше в черный список отправлялись только явные сумасшедшие, то теперь банится любой, в кого гуру ткнет пальцем. И неважно, что человек ничего такого не сказал – калининградцы всегда найдут нужную статью в правилах группы. Слишком нудный, слишком наглый, слишком критичный – бан! Как же смешны случаи, когда те люди, которые еще недавно аплодировали подобному сектантству, спустя несколько месяцев сами попадали в черный список. И уж действительно весело, что в основной группе КЦС забаненными теперь оказались бывшие сотрудники Центра вроде того же Процкого.
Бывали даже ситуации, когда в ЧС отправляли людей, вообще ничего не написавших в группе КЦС. Скажем, одного моего приятеля забанили после того, как он опубликовал на своей стене ВК пост с критикой всей соционики, в котором КЦС упоминался разве что в качестве хэштега. Видимо, сделано это было из соображений, что потенциально он мог написать в группе Центра нечто такое, что не понравится КЦСам.
Оккультизм
С целью докопаться до сути загадочных психотехнологий мною было найдено и изучено немало источников.
В итоге, стало ясно, что директор КЦС Александр Попов является оккультистом с многолетним стажем и ярко выраженным представителем вырожденческой культуры Нью Эйдж.
Еще до увлечения соционикой Попов начал свое путешествие по всевозможным сектам разной степени упоротости. В них он изучал и экстрасенсорику, и шаманские практики, и гипноз, и псевдоиндуистскую философию. Попутно Александр Таирович тратил сотни тысяч рублей на иллюзорное саморазвитие и эзотерическую продукцию.
За годы духовных скитаний Попов приготовил вонючий винегрет из различных учений, которым с удовольствием кормит доверчивых подписчиков. Собственно, в последнее время директор КЦС почти полностью забросил соционику и вернулся к истокам своего мировоззрения.
Чтобы не отпугнуть клиентов, сначала от Попова поступает предложение посетить семинар по соционической интуиции. На нем речь заходит о наиболее безобидных психотехниках вроде дыхательных упражнений. А уж когда публика готова, Попов раскрывается по полной программе: энергетика, потусторонние сущности, управление финансовыми потоками и прочий вздор.
Так ведь есть же паблик ПиП, давным-давно вырвавшийся из-под власти могучего колдуна! Теперь вот вообще появился ЦСП Процкого, сделавший то же самое!
Однако не стоит недооценивать Попова и силу того влияния, что он оказал на взгляды вчерашних сподвижников.
Все названные беглецы из КЦС раньше с удовольствием ходили на курсы психотехнологий и тепло отзывались о них. В личном общении они при мне «управляли» энергетикой и рассказывали о мистических монстрах. Процкий вообще записал на камеру пару восторженных отзывов на волшебные карточки, которые в свое время сагитировал его приобрести Попов за немалые деньги. При этом никто из этих людей от оккультных взглядов публично не открестился.
Текучка кадров
Разумеется, многие слышали о тяжелом разрыве Процкого с Поповым, но мало кто знает, что на протяжении последних нескольких лет из КЦС постоянно уходили сотрудники.
Где все первые консультанты, такие как Погодин и Карпунина?
Где Александр Куликов, который активно участвовал в жизни Центра несколько лет назад и чье имя до сих пор указано в списке сотрудников на сайте КЦС? Как мне рассказывали, в личных беседах Куликов объяснял, что дистанцировался от Попова, потому что последний норовил сесть ему на шею.
Где Печкурова и Петрова, которые первыми в КЦС стали заниматься психософией? Тоже ушли и открыли свой проект ПиП. Вместе с ними Центр покинуло и несколько других консультантов вроде Будкина, Жукова и Линенко.
Позже из КЦС хлынула новая волна экс-сотрудников. Сначала Васильева. Затем от Центра дистанцировались Дудин и Гимадиева.
В конце концов от КЦС откололись Процкий с Поповой и ушли Карнаев с Войнич.
Нужно ли подчеркивать, насколько нелепым выглядит уход Процкого, который, будто не обращая внимания на постоянную текучку кадров, чуть ли не шесть лет терпел в качестве босса такого неумного фрика, как Александр Попов, пока босс не решил уволить возлюбленную Тимура.
И стоит ли говорить, насколько банальным для соционики в целом выглядит вызванное ссорой последующее обоюдное перетипирование Попова и Процкого таким образом, чтобы заменить дуальную идиллию на менее комфортные ИТО.
В любом случае, очевидно, что Александр Попов – никудышный руководитель, неспособный удержать сотрудников и любящий сваливать работу на окружающих. Теперь, когда от него отвернулись практически все, стало предельно понятно, что Попов реально умеет делать: записывать скучные и неинформативные вебинары и уже полгода кормить оставшихся подписчиков обещаниями о старте нового грандиозного проекта. Ну и поиск предателей у Александра прикольно получается.
Но неужели все это бегство сотрудников из КЦС связано с одним только Поповым? Ведь наряду с консультантами стабильно раз в 1-2 года от КЦСов бегут и подписчики, которые обычно быстро заменяются новоприбывшими адептами.
Давно пропали активные комментаторы 2014-15х годов. На встречи КЦСов перестало ходить большинство студентов первых интенсивов. Если посмотреть ранние фотографии в альбомах групп КЦС, то окажется, что почти все эти люди вышли из тусовки калининградцев.
Вряд ли тут дело в одном Попове. Он бесспорно в ответе за уход сотрудников, вот только постоянное бегство подписчиков наталкивает на неутешительную для КЦСов мысль: виною этому – весь калининградский подход.
Культ личности
Тем не менее КЦСам удавалось (да и продолжает удаваться) на довольно длительное время привлечь к себе внимание людей. Насколько я могу судить из своего общения с подписчиками Центра, обычно всех цеплял Процкий. Но правда и в том, что даже у Попова есть преданные фанаты.
В этом их необъяснимом умении становиться непогрешимыми идолами и заключается, пожалуй, наиболее яркая черта калининградцев. Эта особенность делает историю КЦС поистине волшебной.
Люди, являющиеся дилетантами даже по сравнению с другими социониками, сумели на несколько лет приковать к себе восхищенные взоры многих поклонников. Опьяненные харизмой КЦСов последователи оправдывали каждую глупость и ошибку калининградцев. Адепты затыкали уши в ответ на любую критику, направленную против их кумиров. Тысячи людей (и это без учета накруток) в упор не замечали высокомерия, лицемерия, глупости и изворотливости своих гуру.
Людей не смущали уходы от ответов и удаление негативных отзывов.
Люди были рады греться в лучах славы элитного бетанского меньшинства, видевшего в своих подписчиках, не считая редких исключений, неразумных детей.
Люди, открыв рот, слушали, как гуру рассуждали о власти, которой у них отродясь не было.
Люди готовы были платить за халтурное типирование, за унылые встречи, за однообразные семинары. Заткнись и возьми мои деньги! Лишь бы приобщиться к этой полумаргинальной тусовке и поглядеть хотя бы издалека на птиц столь высокого полета.
А что такого в этих птицах?
Обычные плохо образованные ушлые ребята, из года в год повторяющие одно и то же. Повторяют они, надо сказать, неплохо – все же навыка балаболов у калининградцев не отнять. Но на них, как и на всех, висят кредиты и ипотеки. Они, как и все, любят вкусно поесть и сладко поспать, несмотря на былые разговоры о неценностной БС. И у людей у этих, по большому счету, источников заработка, окромя соционики, нет. Устраиваться же в 30 лет на нормальную работу вряд ли хочется.
Увы и ах. За обликом праведников, помогающих людям разобраться в себе, я вижу знакомые всем необразованность, алчность и лень. Хотя не удивлюсь, если КЦСы видят себя исключительно рыцарями в сияющих доспехах, духовными лидерами и первооткрывателями.
На данный момент, не считая небольшого кружка юных волшебников из числа психотехнологов, Александр Попов практически полностью лишился поддержки, и большая часть адептов рванула в ЦСП Процкого. Адепты, видимо, забыли, что до этого Тимур много лет работал с Поповым, не выступал против его психотехнологий и даже увлекался ими, сам же инициировал дурацкие перетипирования и вообще участвовал во всем том, за что позже многие возненавидели отчего-то одного Попова.
Процкий и Попова, покинув КЦС, создали уже свой проект — центр «Архетип»
Интересно, как быстро и Процкий растеряет остатки аудитории? А ведь как были КЦСы обласканы народной любовью еще пару лет назад! Впрочем, если калининградцам в очередной раз удастся набрать неразумный молодняк и вновь удержаться на плаву, то это не станет для меня сюрпризом. Поживем – увидим.
Секта
- Кучка людей, не имеющих нормальной квалификации, создает различные сообщества.
- В этих сообществах продвигаются лженаучные и даже оккультные идеи.
- Польза продвигаемых идей объективно не доказана, и при этом имеется немало примеров деструктивного воздействие этих идей как на организм, так и на психику. Банально, но разрывы и построение отношений на соционической базе или уверенность в духовном уродстве окружающих после психотехнологий иначе как деструктивным воздействием на личность не назовешь.
- Членам сообщества продают услуги и знания сомнительного качества без каких-либо гарантий. Причем уровень владения приобретенными знаниями зависит от степени твоей близости к организаторам.
- Организаторы обладают практически непререкаемым авторитетом.
- Любая конструктивная критика удаляется.
- Недовольные банятся или игнорируются.
Все вышеназванные признаки характерны для тоталитарных сект и деструктивных культов. И пусть в группах КЦС не призывают к ритуальным убийствам, но подобная жуть и не является обязательным атрибутом культа.
Александр Попов более десяти лет посещает секты, секту он и построил в итоге. И его ученики строят то же самое по образу и подобию.
Вывод
Калининградский центр соционики – это очень интересный локальный феномен, который, если и был презираем некоторыми, то уж точно развлекал все соционическое сообщество.
Но даже самое увлекательное шоу когда-нибудь заканчивается. Золотой век КЦС 2014-15х годов сменился постепенным спадом популярности и закономерным крахом в 2017м. Формально КЦС сохранился, разродившись десятком филиалов, фанатских клубов и ренегатских школ, однако, как по мне, в этой истории можно ставить точку.
И, несмотря на постоянные обвинения меня в личных обидах, зависти, продажности, лживости и прочих никак не доказанных грехах при полном отсутствии адекватных контраргументов, надеюсь, вдумчивый читатель понял, с каким сортом людей лучше не связываться.
Автор: Артемий Дашкевич